Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Отчет стрелкового полигона: магазины в четыре ряда

4 апрель 2019

Комментариев нет

В прошлый раз мы рассказали о магазинах большой емкости к автомату Калашникова. Но интерес к подобным конструкциям появился у советских военных не просто так. Во второй половине 40-х годов прошлого века на стрелковом полигоне ГАУ Красной Армии были тщательно изучены несколько зарубежных образцов таких магазинов. И один из них был родом из Швеции.

Как известно, в годы Второй Мировой войны Швеция сумела остаться нейтральной – не в последнюю очередь по той причине, что у рейха никак не получалось найти для операции "Полярная лиса" лишний танковый корпус. Но в конце 30-х этого еще никто не знал, поэтому шведы старательно вооружались до зубов, клепая оружие своими силами, а также закупая его у ближних и дальних соседей. Так, в частности, на вооружение шведских ВВС поступили истребители русских эмигрантов Северского и Картвели, а в армию – танки конструкции другого, но тоже русского эмигранта – А.М. Сурина. Что же касается стрелкового вооружения, то интерес шведских военных вызывал появившийся в соседней Финляндии пистолет-пулемет "Суоми". Но если сам "Суоми" шведам понравился, то дисковый магазин на 70 патронов был сочтен неудобным и дорогим. Взамен для своего m/37 шведские инженеры разработали собственный вариант магазина на 50 патронов – коробчатый, четырехрядный с перестроением для однорядного выхода. Хотя новые магазины, прозванные за характерную форму "гробиками", было достаточно тяжело снаряжать без специальной машинки, он понравился не только шведам, но и финнам, приспособившим их к оригинальному "Суоми".

ф6Р_о9_д340_002_1.jpg

Поскольку, как уже было сказано выше, Швеция в ходе Второй мировой сумела "отсидеться на заборе", в число трофеев её оружие почти не попадало. Но в 1947 году СССР начал оглядываться по сторонам с вопросом: "ну-ка, кто тут с немцами сотрудничал?". Шведы намёк поняли, тут же предоставив СССР кредит на миллиард шведских крон – "не имеющий аналогов" в шведской истории, как принято говорить в таких случаях. А в следующем, 1948 году, на стрелковый полигон ГАУ КА был доставлен шведский пистолет-пулемет с запасом патронов.

Сам по себе "швед" особого ажиотажа не вызвал. Как отметили в отчете, по конструкции он представлял собой укороченный (и облегченный за счет этого) финский "Суоми". При стрельбе на кучность, скандинав, не смотря на короткий стволик, обошел ППШ при стрельбе одиночными и короткими очередями с упора. Правда, тут были некоторые нюансы.

"1) Шведский пистолет-пулемет по кучности боя при одиночном огне превосходит ПП-41 (пистолет-пулемет Шпагина) в 2 раза, при стрельбе короткими очередями из положения лежа с упора – в 1,5 раза, и при стрельбе короткими очередями из положения лежа с руки и с колена он практически равноценен ПП-41.

2) При стрельбе автоматическим огнем из положения лежа с руки и с колена на дальность 50 м средняя точка попадания (СТП) пуль шведского пистолета-пулемета смещается вверх на 42-64 см относительно СТП, полученной при стрельбе лежа с упора. Соответственно при стрельбе из ПП-41 СТП смещается на 15-17 см.

Следовательно, преимущество шведского пистолета-пулемета по кучности боя одиночного огня (из положения лежа с упора) перед ПП-41 сводится к нулю при стрельбе автоматическим огнем из малоустойчивых положений (лежа с руки; с колена)".

ф6Р_о9_д340_013_1.jpg

А вот испытание на безотказность работы автоматики в различных условиях уже заставило внимательней приглядеться к магазину. На этом этапе одним из пунктов программы значился: "бросок магазина патроноприемником в песок". Как оказалось, с "перевариванием" песка у шведского магазина имеются проблемы – на 50 выстрелов было получено шесть задержек. Аналогичные проблемы вызвала только густая смазка – с ней пистолет-пулемет дал 11 осечек на сотню выстрелов.

Наибольшее же "коварство" магазина проявилось в ходе длительной стрельбы на безотказность действия – всего было сделано более пяти тысяч выстрелов. При этом было получено 18 задержек (0,34%). И хотя даже с таким числом "швед" уложился в советские требования – не более 0,6%, испытатели отметили, что все задержки произошли по вине магазина – автоматика самого ПП отработала безупречно.

"Основной вид задержек при стрельбе из шведского пистолет-пулемета – заклинение патрона левого ручья между правым (верхним) подавателем и стенкой магазина.

Указанная задержка проявляется в том случае, когда при снаряжении магазина в левый ручей поступают сразу несколько патронов, а не поочередно по одному патрону в правый и левый ручьи (проследить за тем, в какой ручей попадают патроны при снаряжении почти невозможно)".

Подводя итог, офицеры стрелкового полигона отдельно упомянули в отчете, что шведский магазин был создан под патрон 9х19 мм – который даже по сравнению с отечественным патроном ТТ отличался цилиндрической формой и меньшей длиной. Но даже при этом он оказался неудобен при зарядке и стал причиной задержек. Так что вполне закономерно было и следующее предупреждение: «Еще труднее будет сконструировать 4-х рядный магазин для патронов образца 1943 года».

Но тем не менее, магазинами большой емкости отечественным конструкторам пришлось озадачиться – потому что занимались ими не только нейтральные шведы.