Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Малый калибр, высокая скорость. Рождение патрона 5,56х45 мм

3 ноябрь 2020

Комментариев нет

Корейский шок

Из Второй мировой войны США вышли одной из (а по мнению некоторых американцев, первой и единственной) сверхдержав планеты. У них имелся флот, превосходящий все остальные в мире вместе взятые, стратегические бомбардировщики, спалившие Японию и половину Германии, атомное оружие и, наконец, самозарядная винтовка Джона Гаранда. Однако все это стоило изрядных денег, а поскольку жить за счет взятия в долг у остального мира американцы еще только учились, сразу же после победы над Японией военные расходы были резко сокращены. Под топор бухгалтеров из казначейства попало и стрелковое оружие, в частности, армия так и не получила последнюю модификацию винтовки Гаранда T20E2, имевшую отъемный магазин на 20 патронов и режим автоматического огня.

Это почивание на лаврах было самым неожиданным для американцев образом прервано войной в Корее. За три года война успела прокатиться от границы почти до края корейского полуострова, затем обратно до китайской границы, снова до Сеула и в итоге застыть на 38-й параллели. 

Для американских разработчиков стрелкового оружия корейский опыт оказался весьма болезненным. С одной стороны, бои вокруг 38-й параллели, где местность требовала стрелять на дальние дистанции, вроде бы подтвердили правильность выбора патрона с баллистикой .30-06 и отказ от других вариантов, например, предлагавшегося британцами .280 British. С другой, появился вопрос «как убить миллион подкравшихся к нашим окопам китайцев?» При этом отлично проявившие себя в ходе Второй мировой войны М1 Carbine в Корее стали для солдат источником жалоб и нареканий в стиле «не пробивают китайский ватник даже в упор». Скорее всего, причиной стала банальная необученность солдат – по признанию самих американцев, из-за недостатка финансирования к началу корейской войны даже остававшиеся в армии ветераны в значительной степени утратили свои навыки. И если мощный .30-06 еще прощал ошибки в определении дальности до врага, то солдаты с М1 Carbine, и особенно с его автоматическим вариантом – М2, часто расстреливали свои патроны еще до того, как противник реально приближался к ним на дистанцию эффективного огня.

Увы, вариант «мы просто забыли научить солдат стрелять» по ряду причин был значительно менее приемлем, чем «мы просто не успели дать им очередное супероружие». Уже в ноябре 1952 года американские военные начали межведомственный проект SALVO по разработке оружия, которое должно было значительно повысить боевые возможности пехотинцев. Первоначально в проекте отрабатывались три варианта: многопульные боеприпасы, многоствольное оружие залпового огня (в СССР впоследствии для проверки этой концепции Германом Коробвым были созданы прибор ЗБ и автомат ТКБ-059), а также дробовики, стреляющие пакетом флетчетт (стреловидных пуль). 

Через несколько лет к ним добавилась еще одна концепция – small-caliber high-velocity – малый калибр, высокая скорость. Принято считать, что работы по ней начались в 1957 году, когда штаб командования Континентальной армии США (CONARC), руководимый генералом Уиллардом Вайманом, направил в управление пехоты (Infantry Board) письмо с названием «Изучение военных характеристик высокоскоростной и малокалиберной винтовки».

Тройка конкурентов

Впрочем, по некоторым данным, работы над образцами под новую концепцию начались еще раньше, в 1956 году. В частности, конструктору из «Армалайт» Юджину Стоунеру генерал Вайман шепнул на ухо об интересе к малокалиберным патронам за год до упомянутого выше письма, во время демонстрации винтовок Стоунера в форте Монро. Но официально работы начались именно после письма из штаба Континентальной армии.

Разработкой новых боеприпасов и оружия для них занялись сразу в трех местах:

1) Государственном Springfield Armory.

2) В фирме Winchester-Western, являвшейся подразделением компании Olin Mathieson Chemical Corp.

3) В фирме Armalite, также являвшейся подразделением более крупной компании Fairchild Engine and Airplane Corp.

На первый взгляд «Спрингфилд» в этом соревновании выглядел явным фаворитом. Темой малокалиберной винтовки там занялся Эрл Харви – опытный оружейный конструктор, до этого работавший, в частности, над проектом перспективной легкой винтовки Т25. Эрл был не только конструктором, но также охотником и стрелком-бенчрестером, отлично знавшим возможности и потенциал различных боеприпасов. За основу он взял удачный патрон .222 Remington, удлинив гильзу до 47 мм, чтобы обеспечить выполнение требований военных: пробитие каски и стальной пластины толщиной 0,135 дюйма (примерно 3,5 мм) на дистанции 500 ярдов (457,2 метра).  Непосредственно винтовку разрабатывал инженер Альберт Лизза.

QDXf5ao.jpgЧертёж патрона «Спрингфилда»

По заказу из «Спрингфилда» на фирме «Ремингтон» изготовили 10 000 экземпляров нового боеприпаса, получившего в тот момент название .224 Springfield. Этот патрон показал себя более точным, чем родительский 222 Rem., с отличной плоской траекторией на желаемой военными дистанции. 

К сожалению, создаваемое Харви оружие являлось конкурентом не только проектам «Винчестера» и «Армалайт», но и основной разработке самого спрингфилдского арсенала – винтовке Т44, будущей М14. Между тем, новый глава Департамента Вооружений, доктор Фредерик Картен придерживался тех же взглядов, что и его предшественник Рене Стадлер, старательно рубивший все проекты, угрожавшие боеприпасу .30-06, его дальнейшему развитию 7,62х51 мм и оружию под него. И если возможности придушить коммерческие разработки у него были все же ограничены, то перекрыть кран проекту в государственном арсенале он мог достаточно просто.

Harvi rifle.png

Опытная винтовка Харви

Тем не менее совсем безрезультатной работа Эрла Харви не стала. Все та же компания «Ремнингтон», в полной мере оценив потенциал разработки, приняла решение начать производство для гражданского рынка. Именно так появился патрон .222 Remington Magnum.

Немногим лучше шли дела у «Винчестер-Олин», хотя и у них вроде бы имелась солидная фора. В качестве основы для разработки были взяты чертежи опытных винтовок G30, которые фирма ранее пыталась предлагать как замену гаранду. Кроме того, были взяты некоторые решения из опытного противотанкового ружья, которое разрабатывали на «Винчестере» во время Второй мировой.

Очередной проект по созданию легкой военной винтовки «Винчестер» возглавил Ральф Кларксон. За основу патрона также был взят .222 Remington. Первый вариант патрона, снаряженный еще круглым порохом, получил наименование .224 Winchester E1. Вскоре Кларксон обнаружил, что патрон .224E1 не может развить требуемую скорость, не столкнувшись с опасно высоким давлением в патроннике. В результате появился вариант E2 с порохом DuPont IMR 4475. Сама же винтовка получалась достаточно легкой, надежной… и консервативной.

224win3.pngЧертеж опытного патрона Винчестера

«Для обеспечения надежности в полевых условиях с самого начала было решено использовать только сталь для деталей основного действия. Следовательно, ствол, ствольная коробка и все детали, подверженные динамической нагрузке, изготавливаются из стали для обеспечения высокой прочности и износостойкости. Алюминий 7075-T6 используется только в компонентах, в которых не возникают динамические силы или удары. Типичным примером такой детали является спусковая скоба, которая должна выдерживать только статические нагрузки. Ложа облегченной винтовки изготовлена ​​из американского ореха.

Таким образом, низкий вес достигается за счет надежной конструкции с использованием обычных материалов без ущерба для срока службы оружия».

Именно легкая винтовка «Винчестер» на испытаниях 25 октября 1957 года в Форт-Беннинге стала соперником третьего участника забега – винтовки AR-15 фирмы «Армалайт», под еще один вариант «двести двадцать второго». Оба патрона были схожи по характеристикам и форм-фактору, есть даже информация, что в испытаниях патроны «Винчестер» использовались для стрельбы из армалайтов. 

Изначально «Армалайт» в этом забеге были в положении аутсайдера – у них не было ни опыта работ, ни нужных производственных мощностей. Рассчитав параметры для своего варианта .222 Rem, Юджин Стоунер обратился к двум крупным производителям боеприпасов – «Ремингтону» и… «Винчестеру», с просьбой изготовить партию новых гильз. На «Винчестере» помогать конкуренту закономерно не захотели, а вот на «Ремингтоне» охотно сделали очередной новый патрон, первоначально названный .222 Special. С ним первые AR-15 и отправились на испытания.

Первые серии тестов не выявили существенного превосходства одного из образцов. Оба варианта демонстрировали примерно одинаковые достоинства и недостатки – в частности, сначала AR-15, а затем и образец «Винчестера» заработали разрывы стволов в ходе дождевых тестов в Абердине.

Фактически единственное, в чем образец «Винчестера» проигрывал, – это во внешнем виде, будучи слишком классическим по сравнению с винтовкой Бака Роджерса (Капитан Америка из комиксов), как прозвали военные испытатели винтовки «Армалайт» за обилие пластика и футуристичный вид. 

Возможно, американская армия в самом деле имела шанс получить на вооружение не футуристичный бластер, а более консервативно выглядящую винтовку. Но в августе 1958 года один из основных сторонников концепции SCHV, генерал Вайман, ушел в отставку. Шансы принятия на вооружение новой малокалиберной винтовки заметно ухудшились, и менеджеры «Винчестера» приняли решение не гоняться за журавлями в небе, а сосредоточиться на синице. Фирма отказалась от участия в конкурсе и вскоре получила правительственный контракт на изготовление штатной М14. Из всех участников забега на дорожке оставалась только «Армалайт», но и тут перспективы выглядели не очень, поскольку еще летом президент головной компании Fairchild Ричард Бутелль сообщил об убытке в первом полугодии в размере около 5 миллионов долларов. 

Со стороны могло показаться, что идея малого высокоскоростного боеприпаса окончательно похоронена. Но на самом деле это было лишь начало истории. В тот момент никто не мог подумать, что этот патрон станет одним из самых популярных в мире и в итоге пропишется даже в далекой России на оружии «Калашникова», например, автоматах «сотой» и «двухсотой» серий – АК-101, АК-102, АК-201 и АК-202.

Кроме того, на международном военно-техническом форуме «Армия-2020» впервые был представлен новый экспериментальный автомат АК-19, который является исполнением автомата АК-12 под патрон 5,56х45 мм.