Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Василий Дегтярев: человек и оружейная эпоха

16 январь 2019

Комментариев нет

В армии США накануне Второй Мировой большая часть стрелкового вооружения пехоты была связана с именем Джона Браунинга. Пистолет М1911, ручной пулемет BAR, станковые пулеметы М1917 и М1919, крупнокалиберный М2.

Если же посмотреть на вооружение бойцов РККА в то же время, то и там одна фамилия встречается чаще других. Красноармейцы были вооружены пистолетами-пулеметами ППД, ручными пулеметами ДП-27, станковыми ДС и крупнокалиберными ДК и ДШК.

Во всех этих наименованиях буква "Д" означала Василия Алексеевича Дегтярева.

3d703b7b8d17251abeac6f3aca2bddbf.jpg

Офицерская "школа кадров"

Хотя Василий Алексеевич происходил из семьи тульских оружейников, судьба вполне могла бы повернуться так, что про умелого мастера, склонного "придумывать всякие штуки", знали бы лишь в самой Туле. Однако "не было счастья, да несчастье помогло". В самом деле,  призыв на военную службу накануне русско-японской войны счастьем назвать сложно, но служить рядовому Дегтяреву выпало не в Порт-артуре, а при офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме. Помимо подготовки офицерского состава, в то время именно на базе ОСШ проводились испытания различных систем стрелкового оружия, в частности, винтовок Мосина, ручных пулеметов Мадсена и других.  Еще во время службы Дегтярев обратил на себя внимание начальника Ружейного полигона Н.М. Филатова и по его рекомендации после службы остался там уже вольнонаемным мастером.

ac21ef6b-3419-4ee1-9714-31d1720f826e.jpgВинтовку Мосина несколько раз модернизировали

С 1906 года на базе полигона в порядке поиска замены для винтовки образца 1891 года, проводились испытания самозарядных и автоматических винтовок – как российских, так и зарубежных конструкторов. Таким образом, мастер Дегтярев имел возможность увидеть как наиболее новые и перспективные конструкторские решения, так и наблюдать процесс отработки опытных образцов оружия.


Браунинг, но не тот

Интересно, что об этом этапе работы Василия Алексеевича сохранился в его воспоминаниях и даже перекочевал в различные источники (включая статью в Википедии о Дегтяреве), рассказ, как он в ходе испытаний починил автоматическую винтовку "американца Браунинга", отказавшись при этом от предложенной пачки долларов. Да еще дал знаменитому конструктору совет, которой тот "тотчас же записал в блокнот". Далее в мемуарах следовал вывод:

"Но эта встреча осталась в моей памяти. Она заставила меня о многом задуматься. Прежде всего я понял, что хваленые заграничные мастера не хватают звезд с неба. Изобретенные ими системы автоматического оружия далеко не совершенны, и мы, русские мастера, не только можем с ними поспорить, но и превзойти их в своем искусстве, как это не раз случалось на протяжении столетий."

Довольно забавно, что множество людей, как принято сейчас говорить, "репостящих" данную историю, не удосужились проверить – а вообще приезжал когда-либо Джон Мозес Браунинг в Россию?

Между тем, в основе истории лежит ошибка, вполне простительная для пожилого человека, по памяти восстанавливающего события далекой молодости. Перед началом Первой Мировой в России, наряду с прочими отечественными и зарубежными образцами, действительно проходила испытания автоматическая винтовка Браунинга – но вот создателем её был не Джон Мозес, а его однофамилец Карл Браунинг (Karl Brauning).


Сестрорецк и Ковров

Все же наиболее значимой в этот период для Василия Алексеевича стала встреча вовсе не с Браунингом, а с В.Г. Федоровым, представившим для испытаний автоматическую винтовку собственной конструкции. Для Федорова мастер Дегтярев стал поначалу "золотыми руками", помогавшими воплощать в металле замыслы Федорова, а в дальнейшем и соавтором в конструировании.

В свою очередь, Владимир Георгиевич также оценил потенциал Дегтярева не только как умелого мастера, но и потенциально (на тот момент) талантливого конструктора-оружейника. По его рекомендации Дегтярев был переведен на Сестрорецкий оружейный завод, для продолжения работ над системой, ставшей известной как "автомат Федорова".

По итогам обучения и действий "автоматической роты" было принято решение о заказе на Сестрорецком заводе 15 000 единиц нового оружия. Но в конце 1916 решение о принятии на вооружении даже самого удачного образца уже не могло спасти Российскую империю.  

Решение вновь попытаться начать изготовление автоматов Федорова принимала уже новая, советская власть и на новом месте.  Во время Первой мировой в Коврове при содействии датчан было начато строительство завода для производства ручных пулеметов Мадсена. Но и этот завод достроить при царе также не успели. Федорову было поручено закончить дело и организовать в Коврове производство "Мадсенов" и автоматов собственной конструкции.

1471427330_5.-madsen-light-machine-gun-m1924.jpgПулемет Мадсена

Переезжая на новое место работы, Федоров потянул за собой и Дегтярева, первоначально ставшего начальником опытной мастерской проектного бюро завода. Именно с работой в Коврове – в качестве начальника заводского бюро, а впоследствии руководителя  собственно КБ-2 – была связана как дальнейшая конструкторская карьера, так и жизнь Василия Алексеевича.


От винтовки до...

В начале статьи уже перечислялись некоторые из принятых на вооружение образцов вооружений, разработанных либо самим Дегтяревым, либо при его участии. Кроме них, широкой публике обычно известны еще ПТРД – противотанковое ружье Дегтярева и РПД-44 – ручной пулемет под патрон образца 1943 года. Даже такой список уже достаточно внушителен для любого конструктора, но принятыми на вооружение образцами "послужной список" Дегтярева далеко не исчерпывается.

Пулемет, который Дегтярев начал создавать в 1944 году на основе боевого опыта

Например, во второй половине 20-х Федоров и Дегтярев представили для испытаний магазинные винтовки. Доработки знаменитой "трехлинейки", в частности, включали 10-ти и 20-ти патронные магазины.

Мало кто знает, что вторым (после пулемета ДП), принятым на вооружение образцом Дегтярева, стал вовсе не пистолет-пулемет. В 1930 году успешно прошла испытания автоматическая винтовка Дегтярева, ставшая "автоматической винтовкой образца 1930 года".  Но выполнение заказа на 5000 винтовок выявило значительные производственные проблемы и в итоге не состоялось. На ее основе в 1938 году Дегтярев разработал самозарядную снайперскую винтовку, но в серию все же пошел снайперский вариант серийно производившейся СВТ.

Что касается ПТР, то после создания всем известного ПТРД в КБ-2 под руководством  Дегтярева в годы войны было создано несколько вариантов еще более мощных противотанковых ружей.

main.jpgЗнаменитое противотанковое ружье Дегтярева

Что же касается пистолетов-пулеметов, то про опытный образец ППД-30 советские читатели, очень возможно, узнали из романа А. Толстого "Аэлита".

"По лесенкам вниз побежали щуплые фигуры марсиан. Они были в одинаковых яйцевидных шлемах, в серебристых широких куртках с толстыми воротниками, закрывающими шею и низ лица. В руках у каждого было оружие в виде короткого, с диском посредине, автоматического ружья."

Даже уступив своему другу и коллеге Шпагину с его ППШ, Дегтярев не выбыл из борьбы – в конкурсе 1942 года  принимал участие и ПДМ (Пистолет-пулемет Дегтярева Модернизированный). Но в тот раз удача улыбнулась Алексею Судаеву.

Что же касается пулеметов, то перечисление всех опытных образцов хотя бы с кратким описанием, как минимум, удвоило бы объем этой статьи.

Ну и конечно же, одной из главных заслуг Дегтярева стоит считать подготовку нового поколения уже советских конструкторов, инженеров и прочих высококвалифицированных работников как "его" КБ-2, так и Ковровского завода. Доказали они это не раз – к примеру, именно из Коврова уехали на решающие испытания автоматы под патрон образца 43 года... конструкции Михаила Тимофеевича Калашникова.