Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

История калибра: советский противотанковый патрон

23 январь 2019

Комментариев нет

Обычно, говоря о патроне 14,5х114 мм, вспоминают лишь о противотанковых ружьях Симонова и Дегтярева, "разработанных за 22 дня".  Очень редко, и, как правило, с горестным вздохом всплывает информация и про более ранее ПТР Рукавишникова, разработанное и принятое на вооружение еще до войны, но по вине недооценившего этот вид вооружения сталинского маршала Кулика, советские ПТР не получили шанса остановить лавину немецких танков задолго до подступов к Москве.

1.jpg

На самом же деле история советского 14,5 мм патрона и оружия под него выглядела намного сложнее.


Первые шаги…

В статье о патроне 12,7 мм уже говорилось, что вооружением пехоты, пригодным  для стрельбы по легкой бронетехнике, в СССР заинтересовались достаточно рано, еще в конце 20-х. Но крупнокалиберный ДК "вставал в строй" довольно медленно и не без проблем. В чем-то ситуация оказалась похожа на возникшую в Германии, в конце Первой мировой, когда у армии кайзера возникли проблемы с быстрым получением крупнокалиберного пулемета TuF. Зато наладить выпуск винтовок под этот же патрон  – 13x92HR Tankgewehr – удалось заметно быстрее.  

В СССР в 30-х также решили пойти по пути создания противотанкового ружья, но вот про его калибр мнение сложилось далеко не сразу.

i_347.png

Первой "ласточкой" стало 37 мм "динамо-реактивное" противотанковое ружье Курчевского. Но если про это творение "репрессированного гения" все же иногда упоминали, то про созданное чуть позже 37 мм РПТР Кондакова мало кто вспоминал. В любом случае до появления кумулятивных снарядов безоткатные системы, тем более малокалиберные, не очень годились для борьбы с бронетехникой – да и в эксплуатации ранние советские ДРП проявили себя не с лучшей стороны.

Более перспективными выглядели ПТР "классической" схемы. Работы здесь велись по двум направлениям. Первым были легкие ПТР под патрон 12,7 мм, где самым простым и легким оказался вариант немецкого "танкгевера" времен ПМВ, переделанный под советский патрон. В 30-х  несколько таких ружей использовались для определения характеристик 12,7 мм патронов. Вновь об этой конструкции вспомнили после начала войны, наладив производство "советских танкгеверов" под названием ПТР Шолохова. Но военному заказчику куда больше нравилась идея про более мощные ПТР, которые правильнее было бы считать "сверхлегкими противотанковыми пушками" - калибра 20 мм, на легком лафете.  В качестве боеприпаса первоначально взяли снаряд от "20 мм пушки образца 1930 года", производство которой по немецкой лицензии так и не удалось толком развернуть. Впрочем, предоставленные образцы наглядно показали, что для "ружья" этот калибр все же великоват – опытные конструкции по габаритам зачастую были близки к "сорокапятке", при этом явно уступая по боевым качествам. Да и вообще плохо вписываясь в концепцию насыщения порядков пехоты легкими и мобильными средствами борьбы с танками противника.  Выходом стало решение "скрестить ежа с ужом"  – взяв за основу гильзу 20 мм снаряда, калибр уменьшили до 14,5 мм. Прототипом пули при этом послужил винтовочный бронебойно-зажигательный патрон, увеличенный до нужных размеров. Так появился новый советский "противотанковый" патрон – 14,5х114 мм.

patrony_ptr_ptrs_14_5kh114mm_na_1942_god_replika.jpg

Это не означало закрытия других направлений – наоборот, в конце 30-х также начались работы по "легким ПТР", про одно из которых уже рассказывали на нашем сайте.


Два конкурента

В 1939 году на испытания вышли два образца противотанковых ружей под 14,5 мм патрон. Их конструкторами были вовсе не Дегтярев и Симонов, как мог бы подумать кто-то, а С.В. Владимиров и  Н.В. Рукавишников. Проведенные испытания выявили преимущество ПТР Рукавишникова и оно было принято на вооружение РККА как «14,5-мм противотанковое ружье обр. 1939 г».  Тем не менее, широкомасштабное производство так и не было развернуто, а борьба между двумя конструкторами продолжилась. Проведенные летом 1940 года повторные испытания показали, что и ПТРВ и ПТРР недостаточно надежно ведут себя в затрудненных условиях и имеют ряд других недостатков. Учитывая, что в РККА к этому моменту имелось большое количество 45 мм пушек, с производством ПТР решили "погодить" до момента появления образца, удовлетворяющего всем требованиям. Но война ждать не стала.

6788114.jpg

Согласно каноничной легенде, два противотанковых ружья военных лет – ПТР Дегтярева и Симонова – были созданы вскоре после начала войны за считанные дни. При этом обычно упускается из виду, что спроектировать оружие, довести его до приемлемого уровня и начать производство – это все "немного" разные вещи. Первые ПТРД начали поступать под армию лишь в ноябре, производство более сложного ПТРС задержалось еще больше. Но даже при этом испытания новых ПТР в начале осени 41-ого прошли "в ускоренном режиме", а часть выявленных проблем была проигнорирована на фоне желания поскорее запустить образцы в производство. Эта поспешность больно аукнулась уже весной 42-ого, когда с фронта начали поступать сообщения о проблемах ПТРД.


Тяжелая юность

Впрочем, в условиях войны с производством патронов проблем было ничуть не меньше. Например, в январе 42-ого закончились запасы советской латуни толщиной 10,7-10,8 мм. Переход на импортную латунь толщиной 8,15-8,40 мм привел к росту проблем с боеприпасами. Дефицит порохов нужных марок заставлял "играться" с различными смесями, далеко не всегда с удачным результатом. И если часть патронов просто направляли на фронт с указанием: "стрелять только из ПТРД", то некоторые партии ГАУ было вынуждено запрещать к использованию и изымать из войск.

Кроме того, уже к моменту появления первых «военных» ПТР на фронте стало понятно, что противотанковый патрон 14,5 мм слабоват – для уверенного поражения немецких танков требовалось пробитие не менее 60 мм брони.  Один из патронов, создававшихся для нового поколения ПТР, также имел калибр 14,5 мм, но при этом использовал гильзу сначала от 23 мм снаряда, а затем и от 25 мм зенитной пушки.  Но по различным причинам следующее поколение ПТР так и не появилось на фронте до самого конца войны.

С 44-ого года роль ПТР заметно снизилась. Войска уже были достаточно насыщенны современными противотанковыми пушками, да и сами ПТР не очень справлялись с новыми немецкими танками.


Второе рождение

1378510669_zpu-1-afg-1.jpg

Остаться на вооружении патрону 14,5 мм помогло появление пулемета Владимирова. После войны этот пулемет начал массово устанавливаться на советскую легкую бронетехнику. Подобное решение, хотя и усложняло логистику – на вооружении одновременно состояли два крупнокалиберных пулемета - 12,7 мм и 14,5 мм, но также добавляло головной боли западным конструкторам боевых машин. Если советским разработчикам БТР и БМП до массового появления среди западной техники автоматических пушек требовалось обеспечить защиту от пуль .50BMG, то их коллегам на западе нужно было хоть как-то защитить свои машины от обстрела КПВТ хотя бы с курсовых углов.

И судя по тому, что уже в 2002 году китайцы приняли на вооружение новый пулемет QJG-02 патрон 14,5 мм – он еще долго будет оставаться востребованным  и распространенным.