Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

СКС: бессмертное оружие

15 март 2019

Комментариев нет

Оружейным символом ХХ-го века несомненно является АК47. Знаковая винтовка Второй мировой войны - это Винтовка Мосина. Оба оружия были разработаны в России. С самозарядным карабином Симонова все сложнее.

Его конструкция представляется чем-то средним между винтовкой Мосина и АК47. СКС имеет простой неотъемный магазин на 10 патронов, что является значительным улучшением по сравнению с конструкциями XIX века.

1_oXVCt9HY0Qr62qjwD_a6vA.jpgКлассический советский СКС

СКС использует тот же 7,62-мм патрон, что и АК47. Но съемный магазин автомата на 30 патронов делал его значительно более мощным, а именно это и нужно было советской армии в послевоенные годы. В результате СКС использовали очень ограничено, причем главным образом в церемониальных целях. А также среди пограничных и резервных подразделений.

Но СКС был адаптируемым, надежным и мощным оружием. Настолько, что его до сих пор используют в войнах XXI-го века.

Американский журналист Кристофер Чиверс в своей исторической книге «The Gun» («Оружие) описал, как китайская делегация в послевоенные годы пришла в ярость, увидев производство СКС в Советском Союзе. Ведь СССР снабжал Китай по большей части винтовками Мосина.

Правда это или нет, - неизвестно. Но Китай в конечном итоге получил интересующую их технологию и создал миллионы клонов карабина Симонова под названием Тип 56. Хотя после неудачи в китайско-вьетнамской войне 1979 года инженеры поднебесной были вынуждены признать, что эта конструкция значительно устарела. Тогда появился Тип 81: гибрида АК и СКС.

Снимок экрана 2019-03-15 в 13.35.31.pngКитайские военные плакаты

В 50-е и 60-е ситуация была иной: в то время карабин подходил для китайской военной доктрины маоистов, в которой приоритет отдавался базовым винтовкам, снайперским атакам и засадам. СКС имеет ограниченную вместимость боеприпасов в 10 патронов, это не было серьезной проблемой - маоистские бойцы, укрепляющие оборону материкового Китая, должны были путешествовать налегке.

По тем же причинам карабин Симонова и по сей день остается в арсенале повстанцев и партизан по всему миру. Его используют даже в Сирии и Ираке, хотя теперь они встречаются реже.

Копии карабина, изготовленные в Югославии (Застава М59/66), также встречаются довольно часто, хотя у этой версии есть некоторые недостатки. Югославский СКС не имеет хромированного ствола: это уменьшает надежность оружия. Зато эта версия имеет 22мм ствольный гранатомет.

Yugoslavian_SKS_M59_66.jpgЮгославская копия СКС

Это бонус для разного рода повстанческих армий, но для большинства стрелков гранатомет делает простое оружие более тяжелым. Кроме того, этот вариант более подверженным осечкам, так как в югославском СКС используется другая конструкция соединения газовой камеры со стволом.

СКС занимает необычное место у коллекционеров оружия. Поскольку Китай произвел и экспортировал так много копий карабина - СКС стал дешевым и популярным охотничьим и спортивным оружием на Западе.

Поскольку СКС ограничен 10 патронами, заводские версии проще приобрести в штатах и ​​странах, которые ограничивают оборот винтовок с магазинами большей вместимости.

Соединенные Штаты также ввели ограничения на импорт от китайского производителя Norinco в 1993 году. Это делает СКС редким примером оружия, которое легче приобрести в Канаде, где подобные ограничения не вводились.


Для коллекционеров карабин имеет дополнительную историческую и военную ценность, причем советские версии являются одними из самых желанных, учитывая их ограниченное производство.

Трудно сказать, что Симонов опередил свое время. Карабин был советским конкурентом немецкому Gewehr 42 и американскому M1 Garand, но был более надежным, чем Gewehr и гораздо проще и дешевле в производстве, чем Garand.

Он не идеален. Например, если не чистить ударник, карабина Симонова может начать произвольно стрелять, а это очень опасно.

Зато мало кто будет отрицать, что СКС, несмотря солидный возраст, продолжает нести службу. Вряд ли его создатель, Сергей Симонов, который скончался в мае 1986 года в возрасте 91 года, мог предсказать такую длинную историю его детища.


Оригинал - The National Interest

Автор - Роберт Бекусен