Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Отчет стрелкового полигона: ручной пулемет ЛАД

20 июнь 2019

Комментариев нет

В статье, посвященной автомату Афанасьева ТКБ-0136, мы упоминали про начало его карьеры конструктора стрелкового оружия. Отчасти можно сказать, что уже тогда началось заочное соперничество двух сержантов танковых войск – Афанасьева и Калашникова. В 1943 году каждый из них занимался конструированием ручного пулемета, но результат получился очень разным.

Проблема ручного пулемета была для Красной армии одной из больных тем. Как видно из докладов фронтовиков к пулемету Дегтярева имелся ряд претензий. Вдобавок, производство хоть и относительно простого, но созданного в мирное время ДП-27 нельзя было развернуть на неподготовленных заводах, как это было возможным с ППШ и ППС. Даже попытка создать на Урале завод-дублер Ковровского завода №2 поначалу давалась достаточно тяжело, с большим процентом брака. Между тем потери вооружения 41-42 годов требовалось возместить как можно скорее – за вторую половину 1941 года было потеряно более 130 тысяч ручных пулеметов, 1942-й год к этой цифре добавил еще порядка 76 тысяч. Тяжесть ситуации наглядно зафиксировали штаты стрелковых подразделений – в ротах дивизий, создаваемых по штату военного времени 04/600 количество ручников было в два раза меньше довоенного. В ГАУ эту проблему вполне осознавали, но попытка создать в 1942 году новый упрощенный ручник окончилась неудачно.

И вот, в начале 1943 года два сотрудника НИПВСО КА, инженер-капитаны  В.Ф. Лютый и В.С. Дейкин предложили свой проект ручного пулемета, разработанного на основе анализа опыта текущей войны.

"Опыт Отечественной войны показал, что значительная часть решающих фаз боя происходит на коротких дистанциях, обычно не превышающих 300-400 метров. На этих дистанциях для нанесения урона живой силе противника вполне достаточна мощность пистолетного патрона при начальной скорости около 600 м/сек".

Далее авторы проекта отмечали, что уже существующие на вооружении ППШ и ДП не в полной мере способны обеспечить нужную плотность огня из-за магазинного питания с большим "мертвым весом" и, как следствие, – относительно малым боекомплектом. Кроме того, авторы особо выделили партизанские и парашютные соединения, которым, по их мнению: "необходимо иметь оружие, обладающее большой скорострельностью при большом запасе удобно переносимых патронов в снаряженном виде. Эти условия необходимы для создания мощного шквального огня при налете на расположение противника".

Screenshot_1.pngВ.Ф. Лютый

Однако и Лютый и Дейкин больше привыкли находиться по "другую сторону" конструкторского стола – они являлись офицерами-испытателями, отлично знающими какими качествами должно обладать оружие для фронта, какие конструкторские решения удачно проявили себя на испытаниях. Но требовался еще кто-то, чтобы сделать шаг от проекта к реальному оружию и в полной мере воплотить их идеи в металле. И таким человеком стал Николай Афанасьев.

В августе 1943 года ручной пулемет под пистолетный патрон ЛАД (в некоторых документах ЛДА) прошел цикл испытаний на стрелковом полигоне.

Действие автоматики пулемета было построено на сочетании двух принципов – отдачи свободного затвора и газоотводной схемы. Как отметили в отчете, эта схема уже использовалась ранее на конкуренте ППШ – "пехотном пулемете" Шпитального. Хотя тот ППШ испытаний не выдержал, на полигоне запомнили удачное конструкторское решение, обеспечивающее безотказность оружия даже в тяжелых условиях работы.

LAD.jpg

ЛАД был создан под патрон 7,62х25 мм ТТ с питанием от металлических лент на 150 и 300 патронов. Малая коробка с лентой могла пристегиваться к пулемету для стрельбы "с ходу". Кроме того, в специальный ранцевый вьюк для второго номера укладывались еще два короба с лентами, по 600 патронов в каждый. При этом вес ЛАД с сошками составил всего 5,3 кг без патронов, а с коробкой на 150 выстрелов – 7,63 кг. Общая длина пулемета равнялась 956 мм. Сам пулемет был спроектирован максимально простым и технологичным, из листовой 1,5 мм стали, причем основными операциями была штамповка, клепка и сварка. В отчете специально оговорили, что изготовление вкладыша для крепления ствола из легированной стали вызвано тем, что в момент изготовления пулемета другой материал в мастерской отсутствовал.

Как и рассчитывали его создатели, ЛАД продемонстрировал отличную надежность – на 1750 выстрелов после лежания на дне болота, запыления цементной пылью и прочих "издевательств" было получено всего 5 задержек. Отстрел на кучность показал, что ЛАД по этому параметру превосходит ППС и на дистанции 100 и 300 метров "практически равноценен пулемету ДП". Сравнительный отстрел из ЛАД и ППШ велся по нескольким "упражнениям", как сказали бы нынешние стрелки IPSC – группам мишеней на разных дистанциях и направлениях с имитацией "поля боя", причем имитировалась как наступающая стрелковая цепь и прикрывающий её наступление вражеский пулемет, так и обходной маневр, когда от стрелка требовался резкий перенос огня. Уже первый этап наглядно показал, что стрелок из ЛАД расстрелял свои 600 патронов значительно быстрее, чем боец с ППШ, при этом добившись большего числа попаданий – 161 против 112. Как отмечалось в отчете:

LAD2.jpg

"Простейший расчет показывает, что при использовании одного пулемета ЛДА в составе стрелкового отделения почти в два раза увеличивается его огневая мощь на дистанциях до 500 метров".

В итоговом заключении полигона отмечалось, что ЛАД проявил хорошие боевые и эксплуатационные качества, и рекомендовалось после доработки произвести серию пулеметов для широких полигонных и войсковых испытаний. Воплотись эта рекомендация – и вполне возможно, имена трех его конструкторов еще успели бы прогреметь в числе других создателей "оружия Победы".