Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Отчет стрелкового полигона: испытания на пробиваемость. Часть 2

18 апрель 2019

Комментариев нет

В прошлой статье мы рассказали про испытания оружия под пистолетные патроны. Как видно из результатов, на близких дистанциях и от них укрыться было достаточно сложно. Но на полях сражений Второй Мировой войны у пехоты имелись и более "длинные руки".

Первым в ряду трофеев заслуженно поставили "рабочую лошадку" вермахта - "магазинный карабин" Маузер 98к. С ним немецкая армия начала войну в 1939-м, да и к 1945-му "девяносто восьмой" составлял изрядную долю вооружения немецкой пехоты. На испытаниях "дедушка" тоже не ударил в грязь лицом - с 300 метров десять рядов досок были пробиты полностью, всеми 10 пулями, а последняя зачетная пробоина оказалась в девятнадцатом по счету ряду. "Джентльменская", как её когда-то назвали, маузеровская пуля пробила почти полметра дерева. Да и на расстоянии в полкилометра для защиты от "девяносто восьмого" пришлось бы выбрать ствол потолще - семь рядов пробитых 10 из 10, а последнее пробитие в 17-м ряду.

mauzer98-6.jpgВинтовки Mauser 98 и Mauser 98к

На этом фоне германские самозарядные винтовки G-41 и G-43 наглядно показали, что за все надо платить - в том числе и за работу системы газоотвода. У первой винтовки на 300 метрах все десять пуль смогли пробить лишь восемь рядов, у второй - девять. Последними пробитыми стали шестнадцатая и семнадцатая доска соответственно.

Реванш за самозарядные системы почти удался американскому "гаранду". На трех сотнях метров полноценных пробитий он дал почти столько же, сколько и 98-й, отстав лишь на одну доску. Да и по максимальному пробитию тоже почти догнал немца - одна из пуль смогла преодолеть 18 досок. Впрочем, этот результат скорее говорил не о преимуществах схемы Гаранда, а о качестве американских винтовочных боеприпасов.

Еще два образца, хотя и были отмечены в отчете как относящиеся к "карабинам", на самом деле не являлись ими в привычном значении этого термина, как укороченного варианта обычной винтовки. Например, американский М1 Carbine обычно - и в общем, заслуженно - критиковали за плохую баллистику его патрона, внешне куда больше похожего на пистолетный, чем винтовочный. Но на дистанции в 100 метров он показал вполне достойный результат - восемь рядов досок со всеми 10-ю дыркам, а одна пуля справилась и с пятнадцатой в ряду доской. После такого результата рассказы про проблемы "карабайнов" в Корее воспринимаются с некоторым скепсисом. М1 и на 300 м. выступил довольно неплохо, дав пару пробоин в девятом ряду досок.

m1r.jpgМ1 Carbine

Вторым же в этот раздел попал "венгерский автомат-карабин 1939 года под специальный патрон". Под этим названием в советских документах проходил пистолет-пулемет Кирали М39. Патрон же, хоть и названный специальным, на самом деле был вполне обычным пистолетным 9mm Mauser Export (9х25 мм), так что не приходится удивляться и результату – на 100 метров только четыре ряда полного пробития и еще два – частичного. Даже для пистолетов-пулеметов периода Второй Мировой результат довольно средний.

И, наконец, одним из самых интересных разделов являлся «автоматный» - там соревновались немецкий MkB-42(H) и наш АС-43 (один из первых прототипов автомата Судаева). Напомним, что наш патрон образца 1943 года изначально планировался более мощным и дальнобойным, чем немецкий – длина гильзы у первых образцов составляла 41 мм против 33 мм у «немца». Но вот по части пробития конструкторам еще предстояло много работы. На дистанции 300 метров MkB-42(H) смог пробить шесть рядов досок 10 из 10 и еще столько же – с неполным пробитием. АС-43 сделал 10 дыр в пяти рядах, а последним рядом для его пуль стал восьмой.

Поскольку на войне противник может спрятаться не только за деревьями, помимо досок в качестве мишеней использовались также фанерные ящики с песком, землей и гравием. На этом этапе АС получил шанс на реванш. На дистанции 100 метров показатели пробития советского автомата были следующие: песок – 200 мм, земля – 200 мм, гравий – 100 мм. Немецкая пуля на тех же дистанциях прошла во всех трех ящиках на 25 мм меньше. Среди винтовок, как и на этапе с досками, лучше всех показал себя «девяносто восьмой» - по 300 мм земли и песка, 125 мм гравия.

Что же касается наилучших результатов, то из всего списка взятых на испытания образцов, самым пробивным оказался японец. Станковый пулемет калибра 6,5 мм образца 1928 года (скорее всего, имелся в виду «тип 3») пробил одной пулей все 22 ряда досок, выставленных для испытания. На втором месте оказался чешский ручной пулемет ZB-30 – его пуля прошила 21 доску, спасовав перед последним рядом.

b1ef2cf3ff06bcee093d958dae44b3cd.jpg

Ручной пулемет ZB-30

Как видно из этих результатов, прятаться от пуль стрелкового вооружения Второй Мировой за тонкими деревцами, как это часто показывают в кино, не стоит. Да и бруствер окопа вряд ли будет надежным укрытием. Лучше поискать броню или бетон, хотя и с ними могут быть сюрпризы, ведь кроме обычных пуль, уже тогда существовали и активно применялись бронебойные.

Ну и главное – поменьше верить во всяческие легенды о «не пробивающих ватник» пулях, и прочие подобные сказки. В самом крайнем случае, пусть их на себе проверяет кто-нибудь другой.