Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Личный Арсенал: Евгений Беляков. Часть 2

8 февраль 2019

Комментариев нет

Мое увлечение оружием привело меня на один из оружейных форумов; там я и познакомился командиром поискового отряда "Партизан" Русланом Джумабаевым. Фотохроника деятельности отряда не оставила меня равнодушным, и я передал в дар "Партизанам" несколько экспонатов — так и завязалось наше общение. Несколько месяцев спустя я и сам присоединился к отряду.

N2pSOCraU2k.jpg

Чем занимается отряд? В первую очередь, поиском и захоронением бойцов Красной армии. Мы совершаем поисковые экспедиции на места былых сражений: в Карелию, Тверскую и Ленинградскую области, и в каждый выезд находим останки нескольких красноармейцев. По возможности мы стараемся опознать их — по медальонам или подписанным личным вещам — и найти родственников, но, увы, большинство так и остаются безымянными. Но что я могу сказать уверенно: все поднятые отрядом бойцы захоронены достойно, с надлежащими воинскими почестями.

dLdI6SKldG0.jpg

Этим летом мы принимали участие в большом раскопе в деревне Покров Солнечногорского района вместе с поисковым объединением "Плацдарм". Захоронение было обнаружено случайно, во время дорожных работ, и поначалу казалось небольшим, однако на текущий момент обнаружены и эксгумированы останки более 350 человек. По этой яме вопросов больше, чем ответов: похоже, это какое-то санитарное захоронение, возможно, сделанное в период немецкой оккупации. Единственное, что понятно наверняка — захоронены наши, русские, но ни медальонов, ни личных вещей нет: нашли только несколько пуговиц, остатки нательного белья и прочую мелочь. Мне вот, например, попался кусочек от чугунка. На обычном раскопе такой шмурдяк (не представляющий интереса хлам — прим. Калашников Медиа) обычно идет в отвал (грунт, оставшийся от очистки раскопок — прим. Калашников Медиа), никого не интересует. А здесь найти даже небольшой кусочек чугунка — событие. Раскопки ещё не окончены, лишь законсервированы на зиму. В настоящее время поисковики производят раскладку найденных останков для дальнейшего захоронения.

Нас постоянно спрашивают о найденном оружии. Что я могу сказать на этот счёт? Я очень часто слышу рассказы, что поисковики поднимают винтовки чуть ли не в идеальном сохране, но своими глазами такого видеть не приходилось: прошедшие десятилетия не щадят даже самое крепкое железо. Но если и достаем оружие, в каком бы оно состоянии ни было, по закону об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, передаем по акту в военную администрацию. Всё оно идет на утилизацию, увы. Другие находки, если не удаётся передать их родственникам бойца, обычно остаются в фондах отряда, их мы используем для экспозиции на выставках и организованных нашим отрядом школьных музеях.

1C9vuA0Dbp8.jpg

К сожалению, из-за работы я довольно ограничен в свободном времени, и мне редко удается выезжать в поисковые экспедиции, но в общественной деятельности отряда я принимаю активное участие. Мы проводим лекции, уроки мужества, выставки — чаще всего, в школах, но не ограничиваясь ими. На таких занятиях мы рассказываем про поисковую деятельность, демонстрируем наши находки, проводим мастер-классы по сборке-разборке оружия.

Rbab9ZRa3dc.jpg

Возвращаясь к коллекции...

Начну рассказ, наверное, с револьверов.

агент.jpg

Один из моих любимцев и самый первый в коллекции — травматический револьвер “Агент” ТКБ-0216Т, тот самый, из первой пятёрки выпущенных. Он сделан на базе револьвера Стечкина-Авраамова “Кобальт”, который был спроектирован в рамках конкурса, проводимого МВД для замены пистолета Макарова. РСА приняли на вооружение, выпустили некоторое количество, но быстро выяснилось, что пистолет Макарова всё же практичнее: во-первых, он в два раза дешевле, во-вторых, у револьвера меньше боезапас и выше время перезарядки. В России производство таких револьверов довольно быстро свернули, однако их выпуск по лицензии наладили в Казахстане. Травматическая версия, как и боевой прототип, очень приятна в использовании: у этого револьвера прямо-таки идеальный спуск, прекрасные прицельные приспособления и неординарная конструкция фиксатора барабана.

_Q3A6185.jpg

Сразу же стоит рассказать и про другой револьвер, выпущенный производственным объединением “Маяк”: газовый МЦРГ. Его боевой прототип тоже принимал участие в том конкурсе, но проиграл конструкции Стечкина-Авраамова. Тем не менее, конструкция не канула в лету: выпускалась служебная версия — РСЛ-1, а для гражданского рынка — газовая.

Ещё один револьвер от того же ПО “Маяк”, травматический "Овод". Если верить "Википедии", он якобы тоже сделан на базе РСЛ-1 и является развитием МЦРГ. На самом деле, их роднит только предприятие-изготовитель: конструктивно они совершенно разные, и, честно скажу, — конструкция просто удручающая. Попасть из "Овода" в мишень уже с 7 метров просто нереально: шат барабана и огромные допуски в геометрии камор делают траекторию полёта пули совершенно непредсказуемой. Для самообороны такое оружие совершенно не годится, но, так как образец достаточно редкий, я решил его приобрести его как предмет коллекции.

_Q3A6180.jpg

А вот ещё один не самый удачный образец, “Айсберг ГР-207”, один из самых популярных газовых револьверов начала 90-х. Очень долгое время компания “Айсберг” была ведущим производителем газовых револьверов в России, пока Ижевский механический завод не наладил производство оружия самообороны и не потеснил недавнего лидера. Используемый боеприпас собственного стандарта — на базе макаровской гильзы, несовместимый с другим оружием — предопределил короткий век "Айсбергов": сперва рынок заняли образцы под более распространённые и дешёвые калибры, потом прекратился выпуск патронов, — и ставшие бесполезными револьверы массово отправлялись на утилизацию. От прежнего хозяина мне досталась нетронутая упаковка из шести патронов — и вряд ли я смогу найти ещё.

наганыч.jpg

Перейдём от экзотики к чему-то более традиционному. Ещё один револьвер, тоже травматический — "Наганыч" Р1, конверсия боевого "Нагана" 37 года выпуска от Тульского оружейного завода. Среди прочих травматов, к слову, отличается незаурядной точностью.  

макаровы.jpg

Различные варианты пистолета Макарова. Два из них не имеют никакой коллекционной ценности: первый, Иж-79, я использую для постоянного ношения, он достался мне в нагрузку при покупке “Айсберга”; второй — ИЖ-79-8 калибра 8 мм, я купил в качестве альтернативы СХП. Остальные экземпляры интереснее. Например, 6П42 калибра 7,62 мм самой редкой, переходной версии. Как известно, ранние 6П42 были переделаны из боевых ПМ; сейчас такие пистолеты довольно востребованы на вторичном рынке, их называют “правильными”. Потом затвор был облегчен и ослаблен — таким мы его знаем по более поздним Иж-79. Мой пистолет — один из тех, на которых отрабатывалась новая форма: затвор уже облегчен, но ещё без признаков ослабления, и, как и боевой, имеет противосрывные гребни. Самое заметное отличие переходного варианта — отсутствие целика: он здесь просто не предусмотрен. Таких пистолетов было сделано не более трёх десятков, и один из них я приобрёл у другого коллекционера.

Ещё два пистолета — макеты, они украшают интерьер моей гостиной, и я называю их "дед и внук". За "деда" — ПМ 1953 года выпуска, самой ранней модификации. От более поздних его легко отличить по рамке более изящной формы, спусковой скобе с ухом и фрезерованной рукоятке со звездой на плоском круге. В качестве "внука" — ПММ, пистолет Макарова модернизированный; такие пистолеты в середине 90-х в ограниченном количестве поступили в Вооружённые силы. Главным отличием модернизированного Макарова от обычного стал утяжелённый затвор: в сочетании с проточками в патроннике это позволило использовать более мощные патроны, а при стрельбе обычными — сделало отдачу более комфортной. Также пистолет получил двухрядный магазин бутылочной формы на 12 патронов; к слову, мало кто знает, но и обычный однорядный к этому пистолету прекрасно подходит.

иж.jpg

Гражданских вариантов ПСМ в моей коллекции два. Первый — травматический ИЖ-78-9Т, приобретен мною в магазине новым и особого интереса не представляет. Что касается второго — это газовый 6п37 калибра 7,62 мм, первый гражданский вариант ПСМ. Конкретно этот пистолет ранее принадлежал Владимиру Викторовичу Кислову, человеку, которого я безмерно уважаю, на Вятско-Полянском машиностроительном заводе “Молот” он отвечает за разработку и выпуск гражданского оружия. Пистолет достался мне в подарок от Кирилла Василенко; ранее он руководил фирменным магазином "Молот-Оружие" в Москве (куда пистолет и был передан Кисловым), а сейчас занимается производством оружейного тюнинга под торговой маркой Arme.

иж77.jpg

Один из моих любимых пистолетов в коллекции - ИЖ-77 — газовая версия пистолета “Марго”, который, в свою очередь, был создан на базе спортивного пистолета МЦМ конструкции М.В. Марголина. К пистолету Марголина я питаю особо теплые чувства: это был первый огнестрельный пистолет, из которого мне доводилось стрелять, и это действительно превосходное оружие — точное, удобное, с изумительным спуском. Но больше всего меня изумляет биография его создателя. Я думаю, что не ошибусь, предположив, что Михаил Владимирович Марголин — единственный в истории слепой оружейник. Во время Гражданской войны он получил ранение в голову и полностью потерял зрение, но это не помешало ему изучать конструкторские дисциплины и посвятить свою жизнь разработке оружия. И в остальном он давал фору многим зрячим: так, например, во время обороны Москвы он организовал службу ПВО в гражданском секторе, а когда рядом с убежищем две зажигательные авиабомбы попали в жилой дом, провёл эвакуацию 120 человек и возглавил тушение пожара. Вот как его такого назвать инвалидом? Из таких людей гвозди впору делать.

иж76.jpg

Следующий, не самый частый экземпляр — пистолет ИЖ-76: первый газовый пистолет Ижевского механического завода, который не имеет боевого прототипа, он был создан с нуля конструктором Горбовым Олегом Михайловичем. Конструкция явно восходит к немецким газовым пистолетам, в частности, к моделям Reck Perfecta и Röhm RG8, но немало в нём и оригинальных технических решений. Одна из интересных конструктивных особенностей — ствол Иж-76 выполнен единой деталью с рамкой: как и затвор, он выполнен методом точного литья и практически не имеет фрезерной обработки. Пистолет достался мне с минимальным настрелом и, самое главное, без лишних клейм. У Иж-76 серийный номер находится на стволе и скрыт затвором; многие работники лицензионно-разрешительных отделов тех времен о такой особенности не знали, поэтому "безномерные" пистолеты массово отправлялись на гравировку.

_Q3A6170.jpg

Нашлось место в моём собрании и для ПДТ-9Т "Есаул" — травматической версии пистолета-пулемёта "Кедр". Честно говоря, с трудом представляю постоянное ношение такого оружия, но на стрельбище я использую его часто и с большим удовольствием.

мит-вессон.jpg

Smith & Wesson 5904 — газовая версия легендарного американского пистолета, выпущенная немецкой фирмой Umarex; особо сказать о нём нечего, кроме того, что вместо штатной на него установлена рукоятка от боевого.

вальтер .jpg

Также в моей коллекции есть четыре вариации на тему немецкого пистолета Walther PP: три газовых, один — травматический. Целенаправленно я покупал только один — никелированный, очень красивый и аккуратный; все остальные достались мне в нагрузку к более интересным экземплярам. Вот, собственно, и весь мой короткоствольный арсенал.

d_8C6XbmYig.jpg

Из длинноствольного на текущий момент я владею лишь одной единицей: ВПО-208, конверсия из СКС выпуска 1950 года; я стал одним из первых обладателей этого карабина ещё до начала официальных продаж: он из самой первой установочной партии. Согласен, для коллекционера иметь только один карабин — несолидно, но, как я говорил ранее, в качестве объекта коллекционирования меня больше привлекают пистолеты. Зарекаться не стану — пятилетний стаж открывает новые возможности. Посмотрим, что будет дальше.

японец.jpg

Ну, и напоследок расскажу немного об оружии, продаваемом без лицензии. Самый редкий экземпляр в моей коллекции с самой интересной историей как раз из таких — это японский стартовый пистолет Evernew (к слову, компания за пределами Японии знаменита в основном кастрюлями). В 1979 году в Советском Союзе прошла Летняя Спартакиада народов СССР — наверное, самое массовое спортивное событие в мировой истории. В соревнованиях самого разного уровня приняли участие 87 млн. спортсменов — на секундочку, это треть населения Советского Союза. Также, насколько мне известно, только в этом году на Спартакиаду были приглашены тысячи иностранных спортсменов, представляющих 84 зарубежных государства, в том числе Японию. Один из японских спортсменов (увы, его имени история не сохранила) и подарил этот пистолет в качестве сувенира советскому атлету-любителю Михаилу Алексееву. К сожалению, самого Михаила уже нет в живых; пистолет был выставлен на продажу его дочерью и пополнил мою коллекцию. Конструкция его достаточно примитивна — один спусковой крючок, два курка, взводятся они вручную, при нажатии на спуск срабатывают поочередно, это позволяют последовательно дать два сигнала. Подозреваю, что второго такого пистолета в России нет. Хотя кто знает, кто знает…

страж.jpg

И, наверное, рассказ будет неполным без оружия моего детства — стартового РС-22 "Страж" конструкции Р.Г. Шигапова. Он появился у меня еще в школьные годы, я его на что-то выменял, и уже тогда револьвер выглядел достаточно плачевно. Потом он и вовсе сломался, но выбросить его рука у меня не поднялась. Долгие годы револьвер валялся в квартире родителей, лишь недавно я о нём вспомнил и решил отреставрировать. Я заменил старичку все поврежденные детали, приобрел ручки, перекрасил, и сейчас "Страж" полностью исправен и выглядит абсолютно новым.

Вот и подошёл к завершению рассказ о моей небольшой коллекции. Благодарю Калашников Медиа за приглашение: это был очень интересный опыт, и надеюсь, нам ещё не раз и не два доведётся встретиться снова. Читателям я желаю метких выстрелов и лояльных оружейных законов. Посещайте тир, крепите оружейную культуру, берегите и храните свою историю!