Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Конструкторская мозаика: зацепиться за окно. Пистолеты Webley & Scott

4 июнь 2020

Комментариев нет

Одно из ехидных замечаний в адрес "глока" имеет эстетические корни – мол, это не пистолет, а стреляющий кирпич. Впрочем, прямоугольными формами затвора в наше время никого не удивишь – тут и множество образцов фирмы Зиг-зауэр и даже российские ПЯ/ "викинги". И вызвано это небольшими особенностями системы запирания. Если у классической "браунинговской" схемы ствол цепляется за выступы в пазах затвора, то "прямоугольники" используют зацеп за переднюю кромку окна для выброса гильз. Точнее балконную дверь – если сравнивать современные окна с более старыми пистолетами, например Тульским Токаревым, видно (особенно при взгляде на верхнюю часть), что у "прямоугольников" данное отверстия заметно больше.

Отметим, что при внешней технологической простоте минусов у такого решения тоже хватает. И главный из них – снижение прочности затвора в районе этого "большого окна", на которое ложится еще и дополнительная нагрузка. Не приходится удивляться, что у того же "глока" одна из характерных поломок – трещина затвора под окном выбрасывателя. Справедливости ради отметим, что Гастон если и экономит на материале затвора, то не очень – на старых моделях трещины появлялись после весьма солидных настрелов. Так что если вы захотите испортить свой "глок" именно так, велик шанс, что раньше у вас кончатся патроны, деньги на патроны, ну или в пистолете сломается что-то еще.

6368337.jpg

Многие считают, что первыми запирание за окно выброса применили в середине 60-х разработчики SIG-Sauer P220. Действительно, "двести двадцатый" стал первым из новой волны "прямоугольных пистолетов"… но вот первый пистолет с именно такой схемой запирания был совсем другим.

Возможно, те из любителей короткоствола, что в далеком советском детстве листали толстый томик А.Б.Жука, запомнили серию пистолетов, заметно выделявшихся как раз своим странным "прямоугольным" видом. Необычным был еще и тот факт, что родиной этих пистолетов была страна, которую редко связывают с прорывами в области короткоствольного оружия – Англия.

Итак, сначала был "Марс", пистолет "Марс". Идея его конструкции принадлежала Хью Габбетт-Фэйрфаксу, а за воплощение в железо взялась известная британская оружейная фирма Webley & Scott. Для современных любителей оружия, пожалуй, лучшим кратким описанием будет "Desert Eagle 1900 года" – очень мощный (на момент своего создания самый мощный в мире) с уникальной схемой автоматики. Но поскольку братья Люмьер только недавно начали свою деятельность, а про Голливуд знали только торговцы цирусовыми, "Марс" не смог стать даже звездой синематографа. Еще больше он оказался не приспособлен к реальной жизни – стрелявшие из него описывали ощущения как "исключительно неприятные" и мало кто решался повторить этот подвиг еще раз.

Дизайн без названия (29).png

Однако хотя первый блин вышел комом, фирма Webley & Scott все же продолжала считать, что в идее самозарядных пистолетов "что-то есть". К тому же окончание англо-бурской войны не лучшим образом сказалось на финансах "Веблея", а работа над перспективным оружием сулила новые военные контракты.

Разработкой пистолетов занялся конструктор Уильям Уайтинг (William John Whiting), уже зарекомендовавший себя работой над другими образцами "веблеев" и ставший членом совета директоров фирмы. Задача была достаточно сложная. Британцы с их опытом колониальных войн, даже лучше американцев осознавали необходимость хорошего "стоппера" – патрона с высоким останавливающим действием, и уж кто-то, а поставщики армейский револьверов об этом знали прекрасно. В США во время тестов Томпсона-Лагарда, которые привели к созданию патрона .45ACP, британский револьверный .455 Webley заслужил высокую оценку. Созданный в 1904 году на его основе патрон для будущего пистолета был еще мощнее. Пуля весом примерно 14,5 гр разгонялась до 320 м/с. Впрочем, самые первые варианты показали себя не очень хорошо. Зато в 1909 году очередными вариантами пистолета Уайтинга заинтересовался Королевский флот. Испытания проходили под руководством Реджинальда Таппер (Reginald Tupper), капитана HMS Excellent – так называемого "каменного фрегата", а фактически учебного центра подготовки артиллеристов на острове Уэйл.

В ходе испытаний "веблеи" дали всего 9 задержек на 1254 выстрела, причем всего одна из них была механической поломкой. При этом стрельба велась не просто в чистом и сухом тире с паузами на смазку – 750 выстрелов было сделано подряд без чистки, а еще часть – в "затрудненных условиях". В частности, пистолет был опущен на 45 минут в воду, затем его достали – и отстреляли 100 патронов без каких-либо проблем. В итоговом выводе Таппер отметил, что пистолет показал себя "значительно лучше" штатного револьвера. Вскоре последовал и заказ – первые 2500 Webley & Scott Mk.I N (Navy) были произведены в 1913 году.

Именно эта модель обычно и вспоминается, когда говорят о пистолетах Webley & Scott. Конструкция и в самом деле получилось очень интересная. Пистолет имел автоматику, основанную на коротком ходе ствола, с зацеплением за окно выброса гильз. Автоматический рамочный предохранитель был расположен на задней стенки рукояти. Еще одно интересной особенностью была возможность дозарядки пистолета по одному патрону непосредственно в патронник при выставленном магазине.

Армейские офицеры, будучи куда более консервативно настроенными, чем моряки, испытали новые "веблеи" в 1910 году. При этом конкурентом конструкции Уайтинга стал… пистолет фирмы "кольт". Однако у британцев творению Браунинга не повезло – на 775 выстрелов было отмечено четыре механические поломки. "Веблей" показал себя куда более надежным и безопасным. Тем не менее, армейцы все никак не могли решиться на замену привычных револьверов, поэтому те офицеры, кто желал сменить штатное оружие на новый пистолет, должны были выложить сотню шиллингов из собственного кармана.

Первая мировая война хоть и подняла интерес к пистолетам Уайтинга… но, увы, в очередной раз подтвердила старую истину, что лучшее – враг хорошего. С началом войны фирма Webley & Scott начала получать заказы на штатные армейские револьверы, а поскольку резерв производственных мощностей отсутствовал, чем-то пришлось жертвовать – и этим "чем-то" стали именно пистолеты, которые практически прекратили выпускать. Лишь небольшое количество было произведено для Королевской Конной артиллерии, а также для Воздушного корпуса. Примечательно, что при этом британцы также заказали в США "проигравший" пистолет фирмы "кольт"… но под свой патрон .455. Впрочем, американцы могли считать, что счет в матче равный – ведь английская полиция заказала пистолеты Webley & Scott под американский патрон .38ACP.

Webley-Mark-1-Navy-Commercial-Automatic-Pistol-australian_war_memorial.jpg

Возможно, после окончания Первой Мировой войны у пистолетов Уайтинга еще мог быть шанс на коммерческий успех. Но этот путь для них закрыло родное британское правительство, приняв в 1920 году новый закон об огнестрельном оружии. С этого момента в Королевстве для покупки нарезного огнестрельного оружия требовался специальный сертификат. В этом документе, срок действия которого составлял три года, указывалось не только оружие, но и количество боеприпасов, которые владелец мог купить или иметь. Выдавались эти сертификаты в полиции, где потенциальные владельцы должны были убедить чиновников, что оружие им необходимо – а те, в свою очередь, имели полное право отказать, если по какой-либо причине считали, что запрашиваемый «не достоин». Забавно, что и в этом некоторые британцы видят «руку Москвы», точнее Советской России, поскольку одной из главных целей закона было затруднить доступ к оружию для «пролетариата», особенно бывших ветеранов.

Точно можно сказать лишь одно - пистолеты Webley & Scott в итоге так и остались малосерийными образцами. А также – напоминанием о том, что когда-то были свои оригинальные образцы пистолетов, конструктивные решения которых оказались востребованы десятилетия спустя.