Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

История калибра: пуля для Кеннеди – 6,5×52 мм Carcano

17 март 2020

Комментариев нет

22 ноября 1963 года кортеж президента Джона Кеннеди проехал мимо здания техасского книгохранилища. Спустя несколько секунд три выстрела навсегда изменили историю США и всего мира. С точки зрения снайперского искусства, стрельба была сложная, но не запредельно – дистанция небольшая, президентский лимузин ехал медленно, чтобы Кеннеди мог приветствовать собравшуюся толпу. И хотя до сих пор смерть Кеннеди остается благодатной почвой для различных теорий заговора (бывший окружной прокурор Лос-Анджелеса Винсент Баглиоси даже подсчитал, что в них было обвинено в общей сложности 42 группы, 82 убийцы и 214 человек), официальная версия по-прежнему гласит, что всю работу выполнили бывший морской пехотинец Ли Харли Освальд и пули калибра 6,5 мм из винтовки Fucile di Fanteria Mod. 91/38, также известной на Западе под не совсем правильным названием «Манлихер-Каркано» (не только Мосину не везет с названием).

mannlicher carcano a comm-exhb1303-mndc01.jpg

Конечно же, с тех пор множество людей пытались так или иначе воспроизвести выстрелы Освальда или хотя бы попытаться понять, действительно ли он мог убить президента США в тот момент и тем оружием, что у него имелось. Не избежал этого увлечения и писатель Стивен Хантер, автор серии романов о снайпере Суэггере.

«Так что в 1891 году итальянцы понимали, что их важнейшие битвы будут оборонительными по своей природе. Они не будут вторгаться, это к ним будут вторгаться, а их работой будет остановить накатывающееся вторжение. Где произойдут такие битвы? Морская высадка тогда ещё не была отработана: никто даже не пытался этого делать, так что противники,- немцы или австрийцы, очевидно,- пойдут по суше. Если вы посмотрите на карту, она многое вам скажет: вторжение должно будет пройти через Альпы. Это будет горная война.
...
В кого собирался стрелять итальянский солдат в горах? Предполагаемым врагом был германский или австрийский горный стрелок, обученный скалолазанию, атлетически сложенный, с высоким болевым порогом, в превосходной физической форме – элитный боец. И ещё одна особенность, ключевая: он будет плотно одет. Бельё, подштанники, плотные шерстяные штаны, такая же плотная шерстяная рубаха или форменная лёгкая куртка, свитер, плотный кожаный или флисовый жилет, верхняя куртка с толстой подкладкой («Гор-Текса» в те дни не было), всё плотно стянуто ремнями на пряжках.
Что нужно сделать, чтобы убить его? Нужно пронзить всё это вместе с ним. Пуля должна долететь до него с достаточной энергией, чтобы не отклониться при попадании в пуговицу, ремень или флягу и не развалиться на части при попадании в кость, а проникнуть вглубь: к сердцу, лёгким, кишечнику, которые находятся глубоко подо всем утеплением. Именно для выполнения этой задачи была сделана пуля «Манлихер-Каркано» и именно такую работу WC399 выполнила двадцать второго ноября 1963 года. Аномалии здесь не было. Это абсолютно неумолимо вытекало из характеристик, заложенных при её создании».

7a3364d2494f09baf1711cb79400218f_zpscf85886e.jpg

Как принято говорить – это правда, но не вся правда. Во-первых, итальянцы вполне себе вели колониальные войны в Африке и даже умудрились стать первой европейской страной, потерпевшей крупное поражение в колониях. Битва при Адуа хоть известна меньше, чем битва при Изандлване, но если зулусы разбили всего-навсего полк общей численностью менее 2000 человек и в итоге проиграли войну, то при Адуа был разгромлен весь итальянский экспедиционный корпус, причем для освобождения пленных Италия была вынуждена не только признать независимость Эфиопии, но еще и выплатить контрибуцию. 

Во-вторых, как раз ранние винтовки конструкции Сальваторе Каркано имели очень интересный секторный прицел, рассчитанный на дистанцию от 420 до 2000 метров, поскольку тогдашние военные теории допускали возможность залповой стрельбы на дальние дистанции по групповым целям. Но практика Первой мировой достаточно убедительно показала ошибочность этих взглядов. Более того, даже прорезь на колодке для дистанции 300 метров оказалась не лучшим решением, – это приводило к значительному повышению высоты полета пули на более близких дистанциях и, вероятно, спасло жизнь многим австрийским солдатам, в чьи головы целились итальянцы. В итоге на модифицированных винтовках был установлен неподвижный и нерегулируемый прицел, рассчитанный на одну-единственную дистанцию – 200 метров. Это было просто, надежно и максимально дуракоустойчиво. К слову, одна из теорий, объясняющая быструю стрельбу Освальда, предполагает, что стрелок использовал не оптический, а более привычный ему по тренировкам в Корпусе морской пехоты механический прицел.

JFK-Ordnance-Optics-Carcano-Oswald-Rifle-Scope-and-Mount_100936484_5194_1BE0D09969119248.jpg

Что же касается самой винтовки и патрона, то итальянцы действительно долго смотрели на соседей – как на швейцарские опыты с малокалиберными (по тогдашним понятиям) дальнобойными пулями, так и на австрийцев. В принципе, им нравилась и винтовка Манлихера и швейцарский патрон, только вот перспектива платить за лицензию…

В итоге, как уже было сказано выше, винтовку (хоть и с оглядкой на манлихер) создал Сальваторе Каркано. Впрочем, текучка идей – дело взаимное и совсем не исключено, что сам Фердинанд Риттер фон Маннлихер свой 6,5x53R также создал не без подглядывания на ранние итальянские эксперименты с гильзами, имевшими закраину. Сами итальянцы от закраины в итоге отказались, также как и от ранних нитроглицериновых порохов Нобеля. Основной "начинкой" для патрона стал соленит с низким процентом нитроглицерина. Это значительно уменьшило эрозию ствола и увеличило срок службы винтовки. Кроме того, итальянский патрон имел меньшее рабочее давление, чем его аналоги в других странах. В сочетании со ствольной сталью высокого качества (частично закупаемой в Чехии на литейном заводе в Кладно) и глубокой нарезкой это позволяло итальянским винтовкам долгое время сохранять высокие боевые характеристики, в том числе и по точности. Большая относительная длина в сочетании с калибром давала пуле хорошую устойчивость в полете.

newspaper-Lee-Harvey-Oswald-rifle-Russian-Pres.jpg

Однако и совсем уж идеалом 6,5×52 мм  Carcano тоже не являлся. В то время как другие страны уже в начале XX века модифицировали свои патроны, перейдя на более оптимальную с точки зрения аэродинамики заостренную форму, итальянцы до самого конца выпуска сохраняли верность тупому наконечнику. Острые носы имели бронебойные варианты, трассирующие и специальные пули повышенной точности.

Отчасти эта верность была связана с появлением у итальянской армии более эффективного патрона 7,35 х 51 мм, но фактор «работает – не лезь», также мог сыграть свою роль. К слову, это тоже является одной из зацепок для любителей конспирологии, утверждающих, что на месте убийства Кеннеди была найдена более современная остроносая пуля. 

Ce141.jpg

Тут можно заметить, что «далласская пуля», возможно, действительно была сделана в США – правда, не в том смысле, как это предполагают любители теорий заговора. В конце 40-х компания Western Cartridge  произвела партию боеприпасов 6,5×52 мм  Carcano для поставок в Грецию, в рамках американской военной помощи правительственным войскам, боровшимся с прокоммунистическими партизанами. По известной информации, Ли Харли использовал патроны именно из этой партии. Можно увидеть в этом иронию судьбы – президента Кеннеди, старательно проводившего политику по сдерживанию коммунизма и противодействию коммунистическим движениям в мире, убила пуля, сделанная по заказу американских секретных служб для борьбы с коммунизмом.