Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Глазами фронтовиков: пистолеты времен ВОВ

13 декабрь 2018

Комментариев нет

В ходе Великой Отечественной с фронта регулярно шли отчеты и рапорты об использовании различных вооружений. Кроме того, сами офицеры ГАУ и ГАБТУ выезжали в Действующую армию как для проведения фронтовых испытаний новых образцов, так и для сбора информации о том, что уже использовалось в бою.

И конечно, едва только прогремели залпы победных салютов мая 45-ого, как в штабах начался процесс обобщения опыта войны. Проводимые опросы касались и стрелкового вооружения Красной Армии.

Сейчас, семь десятков лет спустя, благодаря сохранившимся архивным документам, есть возможность узнать мнение об оружии тех людей, которые прошли с ним от Бреста до Берлина.

Часть 1. Пистолеты и револьверы

Из отечественных короткоствольных систем на фронте присутствовали пистолет ТТ (Тульский Токарев) и револьвер "наган". Кроме того, в отчетах давалась оценка так же использовавшимся в бою трофейным образцам.

Интересно, что наиболее полные отчеты по использованию пистолетов и револьверов пришли от артиллерийских частей. Пехотные подразделения чаще всего ограничивались краткой оценкой, после чего переходили к более часто используемым образцам. У артиллеристов же зачастую именно пистолет оказывался при себе в тот момент, когда они сталкивались лицом к лицу с врагом.

202b7b60-4b03-4974-a236-1818d69a3652.jpg

Ганфайтеры из гвардейских минометчиков

Например, в 25-й бригаде гвардейских минометов ("катюш") пистолеты выдавались всему офицерскому составу, а также командирам боевых машин - тут в качестве причины выдачи указано "меньшее влияние на стрелку буссоли при наводке". Помимо положенных по штату, пистолеты или револьверы выдавались также категориям военнослужащих, для которых позднее использовался термин "оружие свободных рук" – старшинам батарей, писарям, поварам и т.д.

Гвардейские минометчики отметили, что большую меткость имел "наган", но вот во всем остальном, особенно во времени перезарядки… "при возможности регулярного ухода за пистолетом, последний более совершенный".

Впрочем, претензии к ТТ тоже имелись – в первую очередь к системе предохранительного взвода, "направленного в одну сторону с боевым" и не обеспечивающего безопасность при вставлении в кобуру. Кроме того, "в песчаной местности или даже просто в окопе пистолет может отказать".   


Из трофейных систем наибольшую симпатию у офицеров бригады вызывал "парабеллум". Легок, удобен в обращении (тут особо отметили удачную рукоятку), безотказность и "однообразность боя". Отмечалось также высокое качество металла "парабеллума".

Читая все это, не следует думать, что расчеты "катюш" рассматривали пистолеты исключительно как оружие для стрельбы по банкам в момент отдыха. Мишень у них была одна на всех – немцы. В качестве типичного примера был приведен случай с гвардии капитаном Гавриловым:

"В 1941 году в районе г. Можайска я неожиданно встретился с немцем, вооруженным автоматом [прим. автора - имеется в виду пистолет-пулемет МП-40], его автомат и мой пистолет были взведены, но для поворота автомата требовалось время (2-3 сек). Пистолет же оказался более подвижным (расход патрон – 1 шт)".


Дуэль – один против трех

Схожее мнение было и у артиллеристов из 64 табр. Там также отметили, что короткоствольное оружие выдавалось не только по штату, а "из наличия", причем "для личной обороны" оружие иногда выдавалось и рядовому составу в дополнение к табельному. Здесь также отметили, что при опускании ТТ в кобуру возможна постановка на боевой взвод и случайный выстрел. Впрочем, об этом печальном свойстве ТТ в ГАУ знали уже давно, регулярно получая рапорты: "лейтенант такой-то был ранен в правую ногу".

8bfa4838c877a188e03481aafdd53189.jpg

Из трофейных систем в выборе между "вальтером", "парабеллумом" и "браунингом" лидером снова оказался "парабеллум" – удобство прицеливания, хорошая убойная сила и кучность. У "вальтера" отметили более удобный и надежный предохранитель "лучше, чем у ТТ".

Впрочем, наличие "парабеллума" не всегда гарантировало победу, как следовало из приведенного в качестве примера эпизода:

"В 1943 году в апреле месяце при преследовании противника в Крыму майор Мозгунов, выйдя из машины, увидел трех немцев, которые пытались скрыться, а когда Мозгунов побежал за ними, немецкий офицер начал стрелять из "парабеллума" на расстоянии 60-70 метров. Мозгунов седьмым патроном ранил немца в правое плечо и взял в плен."

В 9 габр сообщили, что кроме "парабеллума" им приходилось пользоваться трофейными пистолетами "Вольтер 14-зарядный" [прим. автора – скорее всего Pistole 640(b) он же Browning High-Power]. Трофейне пистолеты, как отмечено в докладе, предпочитали те, кому в качестве штатного оружия достался "наган".


В Прибалтийском военном округе по поводу "нагана" высказались еще категоричнее: "револьверы системы "наган" оставить для вооружения танковых экипажей".

В 37 г. отметили еще один, часто встречающийся (согласно рапорту, у 20% пистолетов) дефект пистолета ТТ: "недосылание после выстрела затвора на 3-6 мм. Досылка затвора ударом ладони опасна и снижает скорострельность".

Дистанции стрельбы указывались в отчетах самые разные – начиная от 5 метров, но чаще всего дистанция перестрелки составляла 20-30 метров, достаточно серьезное расстояние для такого оружия. Упоминалась даже стрельба на 150 метров, правда, без указания результата.

Стоит отметить, что наряду с выдачей "внештатки" рядовому составу случались и обратные операции. Так, в октябре 44-ого в одной только 244 стрелковой дивизии у рядовых и сержантов изъяли 14 "наганов", один ТТ и 5 трофейных пистолетов. Скорее всего, цифра включала лишь тех, кто при выводе с передовой не удосужился хорошо спрятать неположенное по штату.

Как видно из документов, хотя на долю пистолетов и револьверов пришлось не так уж много убитых врагов, свою роль – личного оружия самозащиты – для бойцов и командиров Красной Армии они вполне сыграли. Иногда на войне расстояние до плена или смерти оказывалось не больше их коротких стволов.