Калашников Клуб

Доступно в RuStore

Открыть

Геннадий Никонов. Не только «Абакан»

12 август 2020

Комментариев нет

Когда речь заходит о конструкторских успехах ижевского оружейника Геннадия Никонова, обычно первое, что вспоминают – его автомат АН-94 «Абакан». Действительно, этот автомат стал вершиной карьеры Никонова. Но и путь к нему был долгим. Сложилось так, что созданные Никоновым образцы либо не обрели широкой известности, либо не было известно о причастности конструктора к их созданию.

Еще в начале работы на «Ижмаше», совмещая её с учебой на вечернем отделении Ижевского механического института, Никонов приложил руку сразу к двум образцам спортивного оружия. Первой стала спортивная «армейская винтовка». Винтовка АВ (на базе затворной группы винтовки обр. 1891/30 гг) была разработана на Ижевском машиностроительном заводе под руководством Е.Ф. Драгунова по заказу сборной СССР в 1966 году, к чемпионату мира в Висбадене. На этом соревновании АВ принесли в копилку советской сборной две золотые медали из 10. 

В АВ вклад молодого конструктора был не очень значителен – он занимался по большей части конструкторским сопровождением производства винтовки. Более значительной была роль Никонова в другом образце спортивной высокоточной пневматической винтовке ПВ. Дело в том, что после Второй мировой немецкие оружейники, для которых обычное огнестрельное спортивное оружие оказалось под запретом, занялись разработкой пневматического оружия. Это привело к росту популярности стрельбы из пневматики как официального вида спорта. Лидирующие позиции занимала продукция фирм Anschutz и Feinwerkbau. Работы по созданию пневматической винтовки с высокой кучностью боя начались и в СССР.  В своей винтовке Г. Никонов и В. Суслопаров использовали схему с откатом ствола, впервые применённую на Feinwerkbau model 300.  Винтовка была выпущена небольшой серией, один из сохранившихся экземпляров сейчас выставлен в музее «Ижмаша».

_38I9398.jpgПружинно-поршневая спортивная винтовка ПВ

Следующая большая работа Никонова также была вызвана желанием дать свой ответ Западу, только уже не в спортивном, а в охотничьем оружии. Заказ пришел с самого верха – маршал Гречко на очередной охоте похвастался перед товарищами новым американским карабином Remington 742 под патрон .308win. Одним из товарищей был Л. Брежнев, сам являвшийся заядлым охотником и любителем оружия. Результатом стало задание на «Самозарядный охотничий карабин высокого класса сувенирного исполнения», причем создать требовалось не только карабин, но и патрон для него. Отечественным аналогом «триста восьмого» занялись в ЦНИИТОЧМАШ, а карабином – в Ижевске.

Именно патроны и стали главной проблемой. Созданный Никоновым самозарядный карабин «Изюбр», по отзывам тех, кому довелось хотя бы подержать его в руках, получился вполне удачным для своего времени образцом. Правда, назвать его технологичным было бы сложно – описание деталей карабина содержит фразы «сложная призматическая пространственная деталь». Но для оружия, которое в любом случае планировалось выпускать малой серией с тщательной обработкой, это не могло считаться существенным недостатком. 

Первые отечественные варианты «триста восьмого» лишь отдаленно напоминали свой американский прототип, отличаясь по давлению, углу плеч гильзы и так далее. Лишь в дальнейшем характеристики приблизились к .308win, но первые образцы «Изюбра» создавались под ранний отечественный вариант.

_38I9393.jpgНарезной самозарядный карабин «Изюбр»

Впрочем, сохранившиеся экземпляры тех карабинов вряд ли кем-то рассматриваются сейчас как охотничье оружие, слишком уж велика их коллекционная ценность. Охотникам же скорее стоит обратить внимание на охотничий карабин Baikal 162 «Изюбр» в современном исполнении, в основе которого лежит конструкция Никонова.

Очень интересным образцом стал созданный Никоновым в инициативном порядке высокотемпный двуствольный пулемет. Два подвижных ствола синхронизировались через реечную передачу. В конструкции не было системы запирания ствола привычного типа – в процессе стрельбы стволы поочередно «надевались» на подаваемый патрон, второй ствол при этом был выдвинут вперед. По расчетам испытателей, скорострельность системы могла составить до 3000 выстрелов в минуту. 

1.pngВысокотемпный двуствольный пулемет Никонова

Еще одним довольно редко упоминаемым этапам стало участие Никонова в работе над оружием под безгильзовые боеприпасы. Сама идея далеко не нова, первые такие образцы появились еще в XIX веке, даже раньше унитарных патронов современного типа. В одном из своих интервью Никонов так описывает свое участие в очередной попытке: «Потом, по примеру одной из германских фирм, занялись мы безгильзовым оружием. Ухлопали массу средств, времени, нервов, здоровья. Такое было время: шла гонка на опережение Запада. А когда правительство подстегивает: давай, давай, - результаты могут быть и нулевые. Впрочем, и немцы не смогли ничего достигнуть - фирма разорилась».

На самом деле фирмы Heckler & Koch и Dynamit Nobel AG, занимавшиеся разработкой штурмовой винтовки G11, не разорились, но программа разработки была закрыта – так же, как и отечественная программа по созданию безгильзового автомата АБ. Никонов занялся темой АБ после ухода прежнего разработчика П. Королева, но добиться каких-либо результатов не успел – к этому времени бесперспективность АБ стала очевидна. Зато в 70-х в СССР началась научно-исследовательская работа (получившая кодовое наименование «Флажок») по поиску схемы, позволяющей повысить боевую эффективность автоматов в 1,5х2 раза по сравнению со штатным АК74. В 1981 году продолжением этих исследований стал объявленный решением комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам конкурс на разработку нового автомата с повышенной боевой эффективностью – с кодовым названием «Абакан». Участие именно в нем стало главным триумфом Никонова…